Burger King

Воппер в Казахстане. Легко ли бизнесу сотрудничать с международными сетями?

Франчайзинг стал популярен в сфере казахстанского бизнеса в начале 1990-х годов. С тех пор мы много раз видели, как взлетает и падает популярность десятков международных сетей и брендов. Развитие событий побуждает размышления на тему, легко ли привести иностранный бизнес в Казахстан и, что ещё более важно, сделать его успешным на отечественном рынке. Рассматриваем на примере международной сети ресторанов быстрого питания Burger King.

Основанная в 1954 году, международная сеть ресторанов быстрого питания Burger King занимает второе место по количеству ресторанов в большинстве регионов мира. Масштаб Burger King можно понять, если представить, что у Burger King более 19 тысяч ресторанов в 100 странах мира ежедневно принимают около 11 млн. гостей. В 2012 году Казахстан стал 83-й страной, где открылся ресторан сети быстрого питания Burger King Corporation. Приняв решение о том, чтобы завести в Казахстан эту международную сеть, бизнесмен Булат Утемуратов заключил договор с Burger King на франшизу на территории РК сроком на 12 лет. За время работы компания открыла 36 ресторана в 9 городах республики и приняла на работу 651 сотрудника — сегодня это самая крупная международная сеть в Казахстане, которая не только дала казахстанцам доступ к оперативному и качественному сервису, но и создала множество рабочих мест и возможностей для карьерного роста. В компании немало сотрудников, которым удалось вырасти из линейного персонала в менеджера среднего и даже старшего звена.

У глобального представителя Burger King есть ряд требований ко всем, кто открывает рестораны этой сети. На первом этапе предстоит доказать финансовую надежность франчайзи, потому что запуск обходится в среднем от $316 тысяч до  $2,660 тысяч инвестиций. Кроме того, в договор франшизы обычно закладывается и роялти в размере 4,5%. Также у Burger King есть ряд требований, которым должен соответствовать не только франчайзи, но и каждый из его поставщиков продуктов. С одной стороны это делает жизнь гостей легче — в какой бы точке земного шара ты не пришёл в Burger King, можешь рассчитывать на стабильное качество еды и сервиса. С другой стороны это усложняет жизнь локальных франчайзи, ведь не в каждой стране найдутся поставщики, имеющие сертификат безопасности, утвержденный (GFSI) Global Food Safety Initiative.

Процесс утверждения нового поставщика занимает два года и требует капиталовложений в технологии производства, на что готовы далеко не все производители в Казахстане, поэтому салат Айсберг и картофель по-деревенски прилетают к нам на самолёте из Голландии от двух разных поставщиков раз в 48 часов. Остальные ингредиенты тоже в основном завозят из европейских стран, несмотря на то, что локальные поставщики предлагают гораздо более низкие цены. Гарантия качества для глобального игрока превыше краткосрочной выгоды для локальных франчайзи. В Казахстане получилось именно так, но международным стандартам бренда казахстанская сеть вопреки всему соответствует: мясо готовят только на открытом огне, используют продукцию только от сертифицированных поставщиков в строгом соответствии с регламентами. Благодаря этому уже в 2015-м удалось достичь эффективности: ежедневно рестораны Burger King в Казахстане посещали около 15 тысяч человек, так что в 2015-м ресторан встретил 6 млн гостей. Самым популярным блюдом в Казахстане стал воппер — в 2015-м было продано 1 860 000 вопперов.

Кроме авторизации поставщиков, условия фрашизы Burger King требуют пристального внимания к сервису, поэтому прежде чем открыть ресторан или сеть ресторанов руководству компании придется несколько раз съездить на обучающий тренинг за границу. Обычно это Майами во Флориде, но могут быть и иные локации. А после основного тренинга, нужно регулярно проводить тренинги для менеджеров уже в стране распространения франшизы, чтобы удостовериться, что соблюдаются все ключевые принципы сервиса Burger King.