Международный аэропорт Караганды ещё со времён Советского Союза был одним из крупнейших в Казахстане. Географическое расположение и погодные условия в регионе выгодно отличали аэропорт, привлекая авиакомпании для выполнения пассажирских и грузовых рейсов. Аэропорт Караганды всегда мог похвастать чрезвычайно плотным расписанием полётов.
В сложный период экономического кризиса 2000-х годов это положение резко изменилось. Сократилось количество не только международных рейсов, но и внутренних, тарифы на услуги и авиабилеты взлетели, а пассажиропоток упал. В таких условиях оказалось невообразимо сложным содержание аэропорта размером в 30 тысяч квадратных метров на плаву. Вливаний требовала и взлётно-посадочная полоса, стало сложнее обеспечивать бесперебойное круглосуточное функционирование и штат из более 600 сотрудников.
Перенос столицы из Алматы в Астану (ныне Нур-Султан) тоже не лучшим образом сказался на аэропорте Караганды. Непосредственная близость к столице значительно уменьшила перспективы на рост объёмов пассажирских перевозок. Проектные мощности аэропорта, позволяющие ему обслуживать до 2,5 млн пассажиров в год, упали до уровня 150 тысяч пассажиров.
В конце 2005 года группа компаний «Верный Капитал» выкупила весь пакет акций АО «Аэропорт «Сары-Арка». Бизнесмен Булат Утемуратов привлёк более 4 млрд тенге инвестиций для реализации новой стратегии развития – создания центрального мультимодального хаба на территории Республики Казахстан. Поставленная задача чётко вписалась и в транспортную стратегию – так начался новый виток в развитии международного аэропорта Караганды.
Заместитель директора по производству Иртай Салимбеков, проработавший в аэропорту уже более 40 лет, рассказывает, что 2008 год был завершён широкомасштабной реконструкцией аэровокзального комплекса, что позволило значительно модернизировать технические мощности. За короткое время был проведён капитальный ремонт и реконструкция лётного поля, построили большой карго-терминал класса А для временного хранения и обработки любого типа грузов, расширили действующий комплекс ГСМ и приобрели дополнительную спецтехнику.
Аэропорт нацелился на грузовые перевозки. Привлечение грузовых авиакомпаний и регулярное обслуживание воздушных судов, выполняющих транзитные авиаперевозки через воздушное пространство РК с технической посадкой в аэропорту Караганды, дал толчок развитию аэропорта.
Цветочный путь через «Сары-Арку»
Строительство склада временного хранения грузов (карго-терминала) площадью 3500 квадратных метров, слаженная и качественная обработка, выгодная цена доставки, – всё это вместе явилось положительным моментом для привлечения иностранных авиакомпаний, и в 2016 году в сотрудничестве с крупнейшим грузовым перевозчиком России – авиакомпанией «ЭйрБриджКарго» была открыта программа по перевозке цветов из Амстердама с дальнейшей их доставкой по городам России и Казахстана.
«До Covid-19 аэропорт Караганды был ключевым хабом для многих трейдеров, работающих с цветами в Казахстане и России. Скорость логистического обслуживания и наличие современных складов позволяли обслуживать и отправлять грузы, поступающие в аэропорт, за 3-5 часов, в отличие от более длительных сроков в других аэропортах. На данный момент аэропорт развивает направление техстопов – это остановка с дозаправкой для грузовых рейсов, следующих из Европы в Китай и обратно. Мы обслуживаем до пяти рейсов ежедневно», – рассказали в группе компаний «Верный Капитал», которой принадлежит воздушная гавань.
Вот уже четвёртый год дважды в неделю на борту грузового самолета Boing-747 перевозится до 200 тонн цветов, а на территории аэропорта Караганды груз проходит полный спектр необходимого обслуживания – от разгрузки самолёта, раскомплектации на складе и до таможенной очистки и загрузки товара для дальнейшей его транспортировки. Также стоит отдельно отметить и сроки проведения всех этих необходимых процедур: они выполняются в рекордно короткие сроки, что крайне важно при работе с таким чувствительным и скоропортящимся товаром как цветы, и это качество особо ценится клиентами и авиакомпанией.
Кроме цветов через «Сары-Арку» планируется экспорт отечественной мясной продукции, уже есть договорённость с местными производствами. Центральное географическое расположение Караганды, выгодные условия и тарифы, а также наличие всей необходимой технической базы в аэропорту говорят клиентам сами за себя.
Управляющий директор аэропорта Руслан Габбасов:
«Взлётно-посадочная полоса оснащена и позволяет нам принимать у себя любые виды воздушных судов, от самых мелких вертолётов до самого большого самолёта в мире – украинской «Мрии». Сейчас мы активно ведём переговоры об экспорте серебра, масштабы аэропорта позволяют. На сегодняшний день благодаря долгосрочному, системному подходу, который всегда отличал акционера «Верного Капитала», бизнесмена Булата Утемуратова, аэропорт Караганды – единственный крупный цветочный хаб в Казахстане».
Fly Arystan нашёл свою гавань
В 2019 году появление первой казахстанской бюджетной авиакомпании FlyArystan вдохнуло новые надежды и обозначило перспективы для развития и пассажирских рейсов в аэропорту Караганды. Конкурс на размещение базы авиакомпании был объявлен среди 18 аэропортов крупных и малых городов Казахстана, и этой весной был оглашён результат. Следующей (после столичной и алматинской) базой для представительства авиакомпании и размещения их самолётов стал аэропорт «Сары-Арка».
«С момента открытия первого рейса «FlyArystan» только за три месяца пассажиропоток увеличился на 49% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года», – рассказывает директор по экономике и финансам аэропорта Александр Маликов.
Масштабное расширение маршрутной сети полётов авиакомпании, а их планируется целых восемь новых направлений, включая не только города Казахстана — Алматы, Кызылорду, Жезказган, Усть-Каменогорск — но и Москву, Минск, Новосибирск, а в летнее время – ещё Анталия, Шарм-эль-Шейх, даст больше возможностей путешествовать по доступным ценам и тем самым внесёт позитивные изменения не только в развитие карагандинского аэропорта, но и всей области, повлечёт за собой активное развитие гостиничной, ресторанной, торгово-развлекательной и других сфер обслуживания, убеждены в аэропорту.
«В сложившейся сегодня чрезвычайной ситуации во всём мире, связанной с объявлением пандемии по коронавирусу Covid-2019, фокусировка внимания развития аэропорта Караганды в сфере грузовых перевозок оказала неоценимую помощь», – объясняет Сарсенбек Кушкинов, председатель правления АО «Аэропорт «Сары-Арка», – географическое расположение аэрокомплекса и современные возможности делают его максимально удобным для выполнения техстопов грузовых рейсов, связывающих Европу и Азию. Многие авиакомпании оценили выгодность такого маршрута, готовность аэропорта оперативно и качественно содействовать их работе. Были созданы все возможные условия для организации рейсов, что позволило за последние недели обслужить уже достаточно большое количество бортов с гуманитарной помощью и прочими необходимыми грузами».
Долгосрочный стратегический курс развития, верность которому подтверждают все последние положительные изменения в судьбе аэропорта Караганды, позволяют надеяться, что участи многих региональных аэропортов ему удалось избежать, а заданный Булатом Утемуратовым вектор будет только способствовать дальнейшему росту и непременным успехам не только аэропорта, но и страны в целом.