Социальная вовлеченность: Как Казахстан делает образование более доступным

Формальное образование – это не просто право и основа для дальнейшего обучения и карьерного роста каждого человека; это также ключевой аспект социального и экономического развития каждой страны. Его важность в современном мире невозможно переоценить: отсутствие доступа к формальному образованию увеличивает риск социальных проблем, таких как бедность и безработица.

Правительства во всем мире все больше признают важность качественного начального образования для достижения долгосрочных целей устойчивого развития и создания справедливого общества. Решение проблем образования стало стратегической задачей для многих стран. Однако одних только усилий государства зачастую недостаточно; участие частного сектора в поиске решений этих проблем на безвозмездной основе путем разделения социальной ответственности может оказаться невероятно важным. И Казахстан может служить примером такого подхода.

Казахстан провел ряд реформ для улучшения качества своей системы образования и все активнее применяет международные стандарты и передовой опыт. В последние годы предпринимаются значительные усилия по модернизации школьной инфраструктуры, но, несмотря на эти усилия, ряд проблем остается нерешенным.

Демографический взрыв, вызванный ростом рождаемости и быстрой урбанизацией, привел к двум проблемам: недостатку средних школ и нехватке преподавательского состава. Правительство ежегодно выделяет значительные средства на строительство и модернизацию школ. Кроме того, власти приступили к реализации национального проекта «Комфортные школы», который предусматривает строительство 369 новых школ; за последние три года по всей стране открылось 626 школ.

Тем не менее, темпы открытия новых школ не поспевают за демографическими и миграционными процессами, особенно в крупных городах. По официальным данным, в стране на 270 тысяч учеников больше, чем мест для них в школах.

В последние годы к решению проблем образовательной инфраструктуры и повышению качества образования в стране стал подключаться казахстанский бизнес, в том числе на безвозмездной основе. Благодаря поддержке, предоставляемой государством частному бизнесу, инвестирующему в образование, за последние два года в стране увеличилось количество частных школ, а 558 частных школ в Казахстане финансируются за счет госзаказа.

Однако важно отметить, что предприятия в Казахстане вкладывают значительные средства не только через государственно-частное партнерство, но и на благотворительной основе, когда школы строятся с использованием частного капитала, а затем бесплатно передаются государству. Благодаря такому государственно-частному сотрудничеству за год была построена школа в быстрорастущем городе Косшы на окраине Астаны, что позволило решить образовательную проблему города, когда школы работали в три смены в день.

Местные органы управления обратились за помощью в Фонд Булата Утемуратова, чтобы построить городскую школу.

Полностью оборудованная трехэтажная школа на 1500 мест была построена Фондом в Косшы за год, а затем безвозмездно передана государству. Школа, в которой сейчас учатся 3000 учеников в две смены, открылась 1 сентября этого года. Это первая школа в Казахстане, соответствующая стандартам национального проекта «Комфортные школы». Помимо физической, химической и биологической лабораторий, в школе есть мастерские, компьютерные классы и специализированная мебель — парты-трансформеры, которые можно регулировать в зависимости от роста каждого ученика. Само здание школы приспособлено для детей с особыми потребностями. Новая школа позволила городу полностью решить проблему трехсменного обучения.

Фонд Булата Утемуратова приступил к строительству еще двух школ в Алматинской области, стоимость каждой из которых составит 17,5 млн. долларов. Они также будут безвозмездно переданы государству. Ценность и важность формального школьного образования, которое является инвестицией в будущее страны, является приоритетом Фонда.

В то же время, когда речь идет о развитии образования в Казахстане, частный сектор делает больше, чем просто строит школы; бизнес также покрывает расходы, связанные с внедрением новых образовательных программ, в том числе программ, действующих в других странах.

Примерами таких инициатив являются школы Haileybury (британские частные школы) в городах Алматы и Астана, которые представляют собой проекты социальной ответственности, реализуемые казахстанскими бизнесменами и филантропами. Обе эти школы являются некоммерческими организациями, и полученные средства реинвестируются в программы развития и стипендии для одаренных детей. Детям предоставляется возможность бесплатно учиться по высококвалифицированным международным программам A Level и International Baccalaureate. Многие выпускники Haileybury уехали учиться за границу, поступив в престижные университеты.

В стране действует ряд других благотворительных программ, оказывающих поддержку в подготовке кадров и повышении качества образования школьников. В частности, программа «Жас Лидер Академиясы», реализуемая Фондом Булата Утемуратова, поддерживает и развивает лидерские качества школьников; это первая инициатива такого рода в Казахстане, предполагающая широкое и систематическое включение занятий по развитию лидерских качеств для школьников 5–11 классов. В рамках проекта «Зеленая школа» в 36 государственных школах были установлены теплицы. Создатели проекта поясняют, что уроки, проходящие в теплицах, дополняют школьную программу практическими занятиями и дают учителям хорошую возможность проводить интересные факультативные уроки.

Важно помнить, что государство должно играть ведущую роль в совершенствовании системы образования, инвестируя значительные средства в строительство новых школ и подготовку учителей. Частный сектор не может заменить государство в поиске решений проблем, стоящих перед социально значимыми секторами, такими как образование, но частные инвестиции обеспечивают существенную поддержку, поскольку помогают решить насущные проблемы, такие как нехватка учебных заведений и переполненность школ, и пример Казахстана это подтверждает.