«Вполне возможно сфокусироваться не просто на привлечении лучших казахстанских студентов к получению образования в Казахстане, но и даже на привлечении студентов из других стран».
Почти 32 года назад Казахстан обрел независимость от Советского Союза и начал строить рыночную экономику. Это были непростые преобразования для нашей страны и общества, особенно для системы образования.
В Казахстане появились десятки новых частных коммерческих университетов и колледжей. Существующие вузы были вынуждены меняться на ходу, адаптируя свои образовательные программы к новым условиям, а также конкурировать с новыми образовательными учреждениями Казахстана, набирая преподавателей с более современной квалификацией, и университетами из других стран — за студентов и преподавателей.
Я не понаслышке знаю о сложностях, связанных с этими процессами. Будучи студентом, я получил международную стипендию «Болашак», которая была учреждена по инициативе правительства Казахстана вскоре после обретения независимости и направлена на финансирование обучения казахстанских ученых в зарубежных университетах с целью приобретения ими современных технических и управленческих навыков, и учился в Университете Вроцлава в Польше. Вернувшись на родину, я работал на руководящей должности в одном из университетов в Астане, а затем в течение почти двух лет занимал пост вице-министра образования и науки РК.
Я наблюдал этот постоянный процесс реформ, экспериментов и попыток модернизаций с трех сторон — как студент, как руководитель вуза и как член Правительства. Поэтому в 2021 году, когда мне предложили продолжить этот путь и возглавить Университет Нархоз, расположенный в крупнейшем городе Казахстана — Алматы, я с большим энтузиазмом принял этот вызов.
В значительной степени история развития Университета Нархоз и его планов на будущее — это история всей нынешней системы высшего образования Казахстана: стремительная трансформация, с опорой на исторический фундамент.
Основанный 60 лет назад, Университет Нархоз завоевал репутацию вуза, готовившего в советское время лучших и самых талантливых государственных служащих, политиков, руководителей государственных учреждений и государственных компаний. Обучение строилось на основе господствующих экономических теорий той эпохи, и университет быстро стал признанным в стране учебным заведением в области государственного управления и менеджмента.
С обретением независимости казахстанские университеты неожиданно оказались на международном рынке образовательных услуг, в стране установилась рыночная экономика, и представление о необходимых критериях подготовки управленческих и руководящих кадров изменилось практически в одночасье.
Пожалуй, самым серьезным вызовом стала возникшая необходимость конкурировать на международном уровне. У студентов появилось множество новых возможностей для обучения за рубежом: молодые казахстанцы могли получить стипендии в престижных университетах США, Великобритании, Нидерландах, Германии и других стран. Поскольку многие из этих студентов после получения диплома продолжали жить и работать за границей, они теряли связь с родиной, и как итог из Казахстана происходила «утечка мозгов».
Для развития страны было и остается очевидным, что талантливая молодежь должна иметь возможность учиться в Казахстане и иметь доступ к лучшим мировым образовательным практикам у себя дома.
Чтобы адаптироваться к новым реалиям, Университет Нархоз приступил к реорганизации системы образования, что позволило ему сыграть ведущую роль в модернизации университетской системы страны. В первую очередь это касалось совершенствования и обновления методов преподавания, наращивания исследовательского потенциала, налаживания новых международных партнерских связей и обеспечения высокого качества обучения.
Но это не означало отказ от нашего наследия и основных традиционных преимуществ, а наоборот, мы сфокусировались на развитии в качестве национального лидера в области государственного управления и менеджмента, установление новых связей с частным сектором, расширение международного опыта, изучение лучших мировых практик и содействие реформированию всего сектора образования страны.
Одним из первых проектов на этом пути стала программа, финансируемая ЕС совместно с Маастрихтской школой менеджмента в Нидерландах и университетом Боккони в Италии, и которая стала основой для изменений на национальном уровне, например, для перехода на систему кредитов в университетах.
После нескольких лет таких реформ несколько казахстанских университетов подписали «Magna Charta Universitatum», таким образом официально присоединившись к Болонскому процессу для поддержания академических стандартов в Европе, что стало ключевым этапом в преобразовании Университат Нархоз и всей системы высшего образования.
Но реформы — это динамический процесс, а не статичная цель, и Университет Нархоз не намерен стоять на месте в реализации своей миссии стать одним из лучших университетов менеджмента во всей Евразии.
Одним из недавних событий стало привлечение к развитию Университета Нархоз Булата Утемуратова, одного из ведущих бизнесменов Казахстана. Выпускник нашего Университета, г-н Утемуратов давно мечтал превратить свою альма-матер в современное учебное заведение.
Начиная с 2007 года он инвестировал в развитие университета более 70 млн долларов. В прошлом году была завершена реконструкция стильного современного кампуса Университета. Были обновлены фасад здания, установлены новые оборудование и мебель. Для создания комфортного внутреннего пространства для студентов были использованы экологически чистые материалы. На территории кампуса было высажено более 30 000 деревьев и кустарников, что позволило сократить вредные выбросы в атмосферу примерно на 75% и сделать кампус одним из самых приятных и безопасных мест в Алматы.
Однако главные перемены были не внешними, а внутренними. Были сокращены устаревшие и непопулярные образовательные программы и добавлены новые, основанные на международном опыте, с преподаванием на английском языке. Эти программы аккредитованы FIBAA — международным фондом со штаб-квартирой в Бонне, который оценивает качество высшего образования в Европе, США и Китае.
Запуск новых программ и курсов — задача несложная, гораздо сложнее понять, когда и как нужно сокращать устаревшие. За последние два года Университет Нархоз убрал из своих учебных планов около 50 программ. Это трудно и болезненно, но это часть стратегии, основанной на принципе «качество превыше всего». Если программа не имеет аккредитации, международного признания, ценности для работодателей или давно считается устаревшей, ее положение должно быть пересмотрено. Мы хотим создать портфель качественных программ, которые будут приносить пользу нашим студентам на протяжении всей их карьеры, а этого невозможно достичь без внутренних преобразований.
Университет Нархоз пошел по пути обновления своих программ в соответствии с потребностями современного независимого государства, оставаясь при этом верным своей основополагающей ДНК. Так, например, совместно с Национальным банком Республики Казахстан в Университете была запущена программа «Прикладные финансы», которая сегодня стала ключевой площадкой для подготовки будущих лидеров финансового сектора страны. Наши преподаватели также стали пионерами в развитии отечественного рынка бухгалтерского учета и аудита, разрабатывали законы о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, участвовали в создании Аудиторской палаты страны. А уже в этом году регулятор финансового рынка Казахстана выделил грант на подготовку в Университете специалистов-актуариев.
Мы также тесно сотрудничаем с частным сектором, чтобы студенты получали прикладное, а не чисто теоретическое образование и были связаны с реальным миром, а не только с академическими кругами. Наши образовательные программы разрабатываются в партнерстве с бизнесом и основаны на практике. Например, программа «Телекоммуникационный маркетинг» реализуется совместно с одной из крупнейших телекоммуникационных компаний страны — Beeline Казахстан. Студенты факультета туризма и гостеприимства проходят пятимесячную стажировку в отелях The Ritz-Carlton, Astana и Rixos Borovoe. Кроме того, запущена программа компанией «большой четверки» EY. В рамках этой программы компания самостоятельно подбирает преподавателей для курса.
Несмотря на то, что за последние три десятилетия сектор высшего образования развивался быстрыми темпами, в наши дни конкуренция за студентов, пожалуй, стала еще более острой. Казахстан и Университет Нархоз в плане привлечения студентов конкурируют не только с университетами Западной Европы и Северной Америки, но и с такими странами, как Китай и Малайзия, а также со странами Восточной Европы.
Одним из ключевых направлений нашей работы в этом направлении являются программы двойного диплома, по которым студенты получают степень одновременно в двух университетах двух разных стран, например, у нас есть программы с Университетом Ковентри (Великобритания) по специальности «Экономика, финансы и бухгалтерский учет» и Университетом Миколаса Ромериса (Литва) по специальности «Юриспруденция».
Заглядывая в будущее, я думаю, что вполне возможно сфокусироваться не просто на привлечении лучших наших студентов к получению образования в Казахстане, но даже на привлечении студентов из других стран. Благодаря развитию академической науки и инвестициям в кампус, Университет Нархоз уже способен привлекать студентов из-за рубежа — как из соседних стран, таких как Узбекистан и Россия, откуда и так существовал поток студентов, так и из развивающихся экономических держав, таких как Индия и Нигерия. В настоящее время около 5% из 6 000 наших студентов являются иностранцами.
В этом году наши амбиции в этой области получили значительный импульс: Университет Нархоз был отмечен в ведущих международных рейтингах университетов, на которые ориентируются миллионы абитуриентов по всему миру при выборе места учебы. Так, в рейтинге QS World University Rankings 2024 Университет Нархоз получил четыре звезды, что соответствует таким университетам, как Университет Центрального Ланкашира в Великобритании и Американский институт прикладных наук в Швейцарии. Мы получили максимально возможные пять звезд в нескольких из тех категорий, на которые были направлены наши основные реформы – это «качество преподавания», «трудоустройство выпускников» и «инклюзивность».
Спустя три десятилетия после начала преобразований такое признание является результатом напряженной работы и непростых решений, за которые отвечает огромное количество людей. Я надеюсь, что это признание послужит стимулом как для Университета Нархоз, так и для всего сектора высшего образования Казахстана в предстоящие годы, пока мы продолжаем реализовывать нашу миссию по превращению нашего Университета в одну из ведущих школ менеджмента во всей Евразии.
Об авторе: Д-р Мирас Дауленов является президентом Университета Нархоз, ведущего университета Казахстана в области экономики, бизнеса, финансов и права. Занимал должности вице-министра образования и науки Казахстана в 2019–2021 годах, являлся преподавателем Вроцлавского университета в 2009–2012 годах и др. Он также работал над проектами в области развития совместно с Всемирным Банком и рядом других организаций.