Марат Атнашев
Председатель совета директоров НАРХОЗ
Амбассадор Академической среды Бизнес-Школы Нархоз
Казахстан поставил себе задачу по интернационализации высшего образования и превращению страны в одного из ведущих международных поставщиков образовательных услуг. Несмотря на имеющиеся объективные сложности и вызовы, Казахстан уже проделал большую работу в этом направлении, а сложившаяся геополитическая обстановка в регионе только содействует росту международного интереса к Казахстану и его вузам.
Доля иностранных студентов является ключевым индикатором стратегического плана развития Казахстана до 2025 года. За последние годы их число в казахстанских вузах выросло в три раза. На сегодняшний день в Казахстане обучаются более 26 тысяч иностранных студентов, 4,5% от общего числа студентов. Планируется, что к 2025 году эта цифра возрастет до 10%, а к 2050 году – до 20%. Еще одним ключевым показателем интеграции образования в глобальную среду является количество вузов, отмеченных как минимум в 2-х общепризнанных международных рейтингах. Власти рассчитывают на то, что к 2025 в такие рейтинги войдут три казахстанских университета, а к 2050 году — пять.
Но насколько это амбициозная цель, насколько она оправдана, и самое важное, насколько она достижима?
Безусловно, пытаться конкурировать на международном рынке образовательных услуг – это серьезный вызов. Казахстан выходит на уже сложившийся рынок, где доминируют такие гиганты как США, Великобритания, Европа, развивающиеся Китай и Индия. Следовательно, Казахстану необходимо ясно понимать и четко демонстрировать в чем заключается особенность предлагаемых им услуг в сфере образования.
На мой взгляд, ценность Казахстана в том, что сегодня он оказался в особой геополитической ситуации. Являясь одной из самых стабильных и развитых стран в Центральной Азии и наращивая контакты с США и с Китаем, Казахстан стал центром притяжения студентов не только из региона, но и из России, которая вышла из Болонской системы.
В таких условиях, можно с уверенностью сказать, что востребованность образования в казахстанских учебных заведениях будет сохраняться не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе.
Сложившаяся геополитическая ситуация не единственный “козырь” в руках Казахстана на международном рынке образовательных услуг. Страна провела значительные реформы в системе высшего образования, чтобы она соответствовала международным стандартам. В 2010 году Казахстан присоединился в Болонской системе и стал первой страной в Азии, ставшей частью европейского образовательного пространства.
Я убежден, что образование — ключевой столп устойчивого общества. Без институциональных решений в сфере образования строительство устойчивого общества невозможно. Это утверждение становится все более актуальным в мире, где глобальная конкуренция постоянно меняет правила игры. Казахстан является примером страны, которая осознает эту важность и активно совершенствует систему образования, адаптируя ее к новым вызовам и требованиям.
В прошлом году Казахстан занял 56-е место по индексу человеческого развития ООН и вошел в рейтинг стран с очень высоким ИЧР. Это произошло благодаря серьезным государственным реформам, в том числе и в сфере образования.
Можно сказать, что это одна из самых реформированных стран на постсоветском пространстве, а ее система образования прошла через радикальные преобразования.
Ведущие университеты Казахстана все чаще попадают в поле зрения международных рейтинговых агентств, что делает страну перспективным местом для учебы и программ образовательного обмена в Центральной Азии. Британская аналитическая компания Quacquarelli Symonds включила 32 казахстанских университета в свой рейтинг QS Asia University Rankings в этом году.
Сейчас в Казахстане насчитывается 117 вузов, из них 47 – частные. За последние годы в образовательном секторе страны помимо старых, кардинально реформированных вузов, появилось большое количество новых игроков, — частных вузов. У многих на постсоветском пространстве есть стереотипное представление о том, что коммерческие вузы не оказывают качественных образовательных услуг, и главная их цель – получение прибыли. Однако это не соответствует действительности. Нужно понимать, что государственные и частные вузы выполняют разные функции. Например, наш вуз Нархоз — это частный вуз, который поддерживает предприниматель и филантроп Булат Утемуратов, но фундаментально это некоммерческий вуз, у него нет задачи выплаты дивидендов и получения прибыли. Вся прибыль, весь экономический ресурс, нужен только с одной целью — эффективно служить миссии университета, чтобы привлекать преподавателей, выдавать гранты, развивать инфраструктуру.
Университет Нархоз получил 5-звездочный рейтинг QS в нескольких категориях, включая «качество обучения» и «карьерные возможности выпускников» и стал 111-м университетом в мире, получившим общий рейтинг 4 из 5 звезд. По сравнению с другими университетами Казахстана Нархоз обладает наиболее широкими международными связями. Среди его партнеров – программа Erasmus+ в Европе, University of Pittsburgh в США, University of Helsinki в Финляндии, Coventry University в Великобритании и EU Business School в Швейцарии.
С другой стороны, государственные вузы выполняют социальную миссию – обеспечивают населению широкий доступ к высшему образованию. С моей точки зрения, это очень хорошая тенденция, когда в секторе образования много разных игроков и вузов с разными задачами.
Имеющиеся на сегодняшний день результаты уже говорят о том, что Казахстан добился большого прогресса в развитии сферы образования. Можно сказать, что, поставленная правительством страны задача по экспорту услуг в этом секторе является более чем оправданной и адекватной. Однако важно, чтобы эти усилия не превращались в слепую погоню за рейтингами и цифрами, а были направлены на развитие человеческого потенциала и развитие науки.