Булат Утемуратов

История успеха: как Beeline выбился в лидеры рынка мобильных операторов

Сегодня Beeline это не просто сотовый оператор, а генератор таких инновационных продуктов как сбор BigData, «интернет вещей», сети 5G и мобильные платежи.

 

Два десятка лет на рынке: что было и что есть

В 1999 году в Казахстане появился новый оператор связи Beeline, который входит в инвестиционную группу «Верный капитал». Тогда на рынке был только Altel. С появлением конкурента у казахстанцев появилась возможность выбора сотовой компании и подключения к сетям GSM.

«Мы были первой компанией, которая в январе 2011 года запустила сети 3G во всех областных центрах Казахстана, первыми протестировали 4G и внедрили 5G в Шымкенте. Первыми запустили B2B – пакет «Beeline.Бизнес». В результате Beeline получил, пожалуй, оптимальное покрытие – как в городах, так и за пределами населённых пунктов», – рассказывает генеральный директор группы компаний «Верный капитал» Ерлан Оспанов.

Компания первой запустила пакетные предложения: когда действовала только тарификация звонков и плата за минуты разговоров, Beeline предложил рынку тарифные планы. Теперь абоненты могут выбирать, сколько платить за определённое количество минут голосовой связи и гигабайтов интернета. Эту практику переняли остальные сотовые операторы.

В 2016 году компания первой на рынке операторов связи запустила услуги мобильных финансов. Карта Beeline стала пятой в мире картой с объединённым балансом телефона и банковской карты.

Сегодня Beeline лидирует по количеству абонентов – 10 млн пользователей. Клиенты выбирают мобильного оператора из-за выгодных цен, качества связи, скорости интернета и широкого выбора сопутствующих продуктов:

Акционеры компании понимают, что в ближайшее время абоненты всех сотовых операторов будут отказываться от голосовой связи в пользу общения посредством мобильного интернета.

«Мы уже делаем звонки в мессенджерах. Поэтому логично, что и сама сеть пойдёт по этому пути развития. Что мы имеем в итоге: связь воспринимается абонентами как воздух. Она должна быть всегда и везде, причём желательно без ограничений. Это база Beeline, над которой мы и выстраиваем экосистему всех наших сервисов. Beeline – это уже давно не просто оператор связи, а огромный мир полезных и нужных инноваций», – говорит Ерлан Оспанов.

Модернизация сети и запуск 5G в Шымкенте

В первой половине 2019 года компания приступила к масштабной модернизации сети. Это строительство новых базовых станций в городах, чтобы не осталось так называемых белых пятен, где нет связи. В итоге увеличилось количество вышек с 444 до 766 единиц.

Замена оборудования дала рост скорости передачи данных до уровней 4.5G и 4.9G, а это обеспечит в дальнейшем быстрый переход на стандарт 5G по всему Казахстану.

Масштабное строительство затронуло также Туркестанскую область. Мобильный интернет Beeline появился в более 140 населённых пунктах региона.

«Поднять скорость интернета нам удалось благодаря объединению дополнительно выделенных нам частот. Ещё одним фактором, который способствует модернизации, является выход Beeline из соглашения с Kcell о совместном использовании сети. Ранее этот регион был в ведении нашего партнёра. Теперь, когда Beeline самостоятельно строит и обслуживает сеть в Шымкенте и Туркестанской области, мы можем улучшать покрытие, исходя из интересов наших абонентов», – объясняет технический директор «Beeline Казахстан» Олег Снимщиков.

В конце 2019 года Beeline первым в Казахстане запустил сеть 5G. Пилотный проект реализовали в Шымкенте.

На самом деле ещё нет гаджетов, которые могли бы работать в этой сети. Но компания пошла на капиталоёмкое строительство сетей пятого поколения в Шымкенте, понимая, что за этим будущее. Это огромные потоки данных с супервысокой скоростью и высокая плотность базовых станций – через каждые 50-100 метров. Скорость интернета достигает 3 гигабайта в секунду. Этот рекордный показатель зафиксирован во время тестирования 5G.

«Бизнес готов внедрять цифровизацию. Наша задача – предоставить такую возможность путём различных технологических решений. Ключевым из них является развитие 5G. Мы призываем всех участников рынка объединиться для строительства единой сети. Это очень дорогая и долго окупаемая технология. Однако при верном подходе уже в ближайшем будущем она станет доступна широкому рынку», – говорит главный исполнительный директор «Beeline Казахстан» Евгений Настрадин.

Как внедряется BigData и зачем она нужна

Параллельно Beeline развивает такое новое направление в digital-технологиях как BigData. «Большие данные» – это огромный объём информации, на основе которого можно прогнозировать поведение клиентов:

«По сути это статистика, которая анализирует различные данные, устанавливает неочевидные связи, на основании которых можно предсказать поведение клиента и конечный результат. При этом важно понимать, что любые BigData-продукты выстраиваются на основе обезличенных данных. То есть никакая персональная информация в анализе не используется. Система выдаёт общую статистику, и даже оператор, работающий с алгоритмами, не знает, о ком идёт речь в анализе», – говорит Ерлан Оспанов.

Сегодня Beeline предлагает корпоративным клиентам воспользоваться анализом «больших данных» для продвижения своих товаров и услуг:

В планах – расширить линейку предоставления услуг на основе анализа «больших данных».

Кроме того, Beeline запустил первую в Казахстане BigData School. Это совершенно новое направление в информационных технологиях. Анализу «больших данных» и разработке для них программного обеспечения пока не обучают в казахстанских вузах.

Exit mobile version