Апрель во всем мире – это месяц распространения информации об аутизме.
У инициативы важная цель: изменить отношение к людям с расстройствами аутистического спектра, помочь им лучше интегрироваться в общество, дать шанс на счастливую и полноценную жизнь.
Рассказываем, как Казахстан присоединился к мировой кампании, что нужно знать об аутизме каждому родителю и как бизнес в нашей стране вносит свой вклад в построение инклюзивного общества, толерантного к особенным людям.
По официальной статистике в Казахстане в 2022 году диагноз аутизм подтвердился у 12 тысяч детей. В мире признаки РАС встречаются у 1 из 54 детей – согласно данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США. Аутизм – самое часто встречающееся нарушение развития, но вокруг него по-прежнему сохраняется много мифов и стигм.
«Самый распространенный миф касается происхождения расстройства, – объясняют специалисты аутизм-центра «Асыл Мирас» Фонда Булата Утемуратова, с 2015 года реализующего в Казахстане программу «Аутизм. Мир один для всех». – Многие винят в нем вакцинацию или неправильный образ жизни родителей, но на сегодняшний день ученые не готовы дать однозначный ответ о причинах проявления аутистических черт у ребенка.
Одно известно точно: аутизм – это не болезнь, которую можно вылечить раз и навсегда. Поэтому правильно использовать термин «расстройство аутистического спектра». Оно включает в себя сложности в повседневном общении и социальной адаптации, нестандартный способ обработки информации от органов чувств и острый интерес к определенным темам».
Специалисты отмечают: очень важно как можно раньше диагностировать расстройство и начать оказывать помощь ребенку с особенными потребностями. От этого напрямую зависит, в какой степени получится привить ему навыки общения и самостоятельности, чтобы повысить качество жизни ребенка и его семьи.
Кампания информирования об аутизме в Казахстане посвящена именно теме ранней диагностики: как распознать у ребенка первые признаки расстройства, куда обратиться за помощью, как внести свой вклад в формирование бережного отношения к особенным детям. Фонд Булата Утемуратова и компания Citix рассказывают об этом в специальном социальном проекте на смартбордах – цифровых уличных гаджетах.
«Умный» виджет на смартбордах рассказывает о признаках аутизма – это отсутствие зрительного контакта с ребенком, избегание прикосновений, отсутствие реакции ребенка на его имя, чувствительность к посторонним звукам и другие – и призывают родителей детей до 3 лет самостоятельно пройти диагностический тест M-Chat на сайте www.asylmiras.org. Тест позволит родителям оценить риск проявления РАС у ребенка и понять, стоит ли уже сейчас обратиться к детскому невропатологу или участковому терапевту за постановкой точного диагноза.
Образовательный виджет дополняют социальные ролики, нацеленные на то, чтобы люди увидели в детях с аутизмом сначала детей, их потребности, интересы и мечты, а уже потом – замечали особенности их развития.
«Мы надеемся, что совместные усилия помогут дестигматизировать аутизм и подтолкнут горожан к лучшему пониманию и принятию людей с РАС», – отмечают инициаторы кампании. Она продлится весь апрель, виджеты и ролики можно увидеть на всех 110 смартбордах Citix в Алматы и Астане.
Фонд Булата Утемуратова основан в начале 2014 года. Миссия фонда — помогать Казахстану становиться лучшим местом для жизни людей сегодня и в будущем, содействуя развитию здравоохранения, образования и культуры. Идея создания фонда принадлежит его учредителю Булату Утемуратову.
Citix работает в сфере Smart City и AdTech, строит «умные» города, создает и внедряет инновации для креативной и технологичной наружной рекламы. Важным фокусом компании является улучшение общества во всех направлениях, начиная от защиты прав женщин и заканчивая проектами по защите окружающей среды.
Источник: Forbes.kz