Гейм, сет, матч: Как Казахстан растит своих Надалей и Шараповых

Увлечение аристократии, спорт президентов и успешных бизнесменов. Теннис в Казахстане становится всё более популярным. И у этой тенденции есть все основания.

1 июня 2017 года исполнилось ровно 9 лет с того момента, как в Казахстане работает специализированная программа Team Kazakhstan. Её участники – одарённые дети из разных уголков нашей страны. Специалисты уверяют, что именно эти юные теннисисты в будущем вытеснят из состава национальной сборной именитых легионеров и позволят нашей стране замахнуться на место в большой теннисной семье. Informburo.kz разбирался, насколько итоги этой программы совпали с первоначальными планами.

Спорт с большими амбициями

Теннис чисто практически не относится к доступным или массовым видам спорта. В отличие от футбола, в который миллионы мальчишек планеты гоняют от Африканского континента до индейских резерваций в далёких уголках северной Канады. Наряду с поло и гольфом большой теннис считается аристократическим видом спорта. Более того, надо признать, что этот вид ориентирован на ярких индивидуалистов. Не зря сами теннисисты любят повторять: на корте друзей и товарищей нет.

Для многих государств обладать теннисистом, чья позиция находится в первой сотне, а лучше в мировом топ-20, – порой отличная строчка в страновом резюме. И если логично, что лидеров в этой игре имеют США, Австралия, Великобритания, Франция и Россия, то победы и прорывы теннисистов из Индии, Китая, Дании, Литвы всегда привлекают внимание прессы и болельщиков.

Национальный теннисный центр в АстанеНациональный теннисный центр в Астане / Фото Informburo.kz

Впрочем, таких успехов в большом теннисе хочет добиться и Казахстан. В нашей стране в советский период тоже были настоящие спортсмены с большой буквы. К примеру, легендарная Марина Крошина. Те, кто с игрой на ты, знают все регалии знаменитой алматинки.

Правда, скептики справедливо отметят: чтобы поставить на поток подготовку юных казахстанских спортсменов, необходимо было сначала решить вопрос инфраструктуры.

Больше кортов и выше зарплаты

Качественные площадки с различными типами покрытия за прошедшие 9 лет появились в 12 регионах республики, Астане и Алматы. В декабре 2017 года ультрасовременный центр с 6 кортами должен открыть свои двери и в Петропавловске. Стоимость объекта превысит 700 млн тенге. Общее количество доступных для спортсменов кортов в Казахстане сегодня более 170, а десятилетие назад было всего 60. Понятно, что по сравнению с самыми «теннисными» странами это небольшая цифра, но рост в 3 раза не отметить нельзя.

Теннисный центр в АктобеТеннисный центр в Актобе / Фото Федерации тенниса Казахстана

Правда, инфраструктура – лишь часть вопроса, понятно, что не менее важным является и кадровый вопрос. Поэтому ещё одним направлением стал активным обмен опытом и привлечение зарубежных специалистов. Методику работы с юными спортсменами в нашей стране в разные годы ставили знаменитый голландский специалист Эрик Ван Харпен и поляк Мичислав Богуславски. Выстраивалась современная вертикаль сборных, нас учили эффективно решать административные вопросы, делить управленческие полномочия и так далее.

В своё время примерно то же самое пытались реализовать в российском футболе, заимствуя опыт британских и голландских футбольных академий, признанных одними из лучших на планете. Сегодня наша Национальная федерация работает напрямую с мировыми теннисными академиями: Bruguera Tennis Academy (Барселона, Испания), ProWorld Tennis Academy (Майами, США), Gorin Tennis Academy (Калифорния, США), Tennis Val Tennis Academy (Валенсия, Испания).

Gorin Tennis Academy в США

Gorin Tennis Academy в США / Фото сайта versatilekids.com

Инвестиции в преподавательский состав тоже оказались весьма существенными: действующие и будущие педагоги проходили курсы повышения квалификации в США. Сегодня среди коллег тренеры по теннису вообще относятся к элите – их средняя зарплата по республике начинается от 200 тысяч тенге и выше. Особенно авторитетные специалисты, чьё время расписано буквально по минутам, зарабатывают около 1 миллиона тенге в месяц. Понятно, что такие финансовые вводные и наличие кортов привлекает завершающих карьеру профессиональных теннисистов искать себя на тренерском поприще.

Авторитет и нацеленность на результат

Скептики уверяют, что таких существенных подвижек в отечественном теннисе могло бы и не произойти, если бы главой Национальной федерации тенниса не стал Булат Утемуратов. Один из самых авторитетных представителей отечественного бизнеса возглавил ФТК в 2007 году, и все масштабные программы были по сути реализованы при нём.

Казахстанские спортивные федерации возглавляют и другие отечественные политики, управленцы и бизнесмены – это престижно и почётно.

Булат Утемуратов c 2015 года входит в Совет директоров ITF

Булат Утемуратов c 2015 года входит в совет директоров ITF / Фото Никиты Басова

Так или иначе, но с большим теннисом Булата Утемуратова явно связывает нечто большее: вряд ли бизнесмен для пресловутого престижа в 2015 году вошёл в совет директоров Международной федерации тенниса (ITF). Именно эта организация уполномочена вырабатывать и изменять правила игры. ITF также представляет теннис в Международном олимпийском комитете, проводит ряд соревнований, а также занимается развитием и популяризацией тенниса в мире.

Многие аналитики сравнивают успехи Утемуратова и проведённые им реформы с тем, что удалось сделать миллиардеру Алишеру Усманову во главе Федерации фехтования России. Взлёт российских спортсменов на доселе невиданные высоты в рапире, сабле и шпаге не отметил только ленивый спортивный обозреватель.

Мужская сборная Казахстана по теннису

Мужская сборная Казахстана по теннису / Фото Informburo.kz

По неофициальной информации, именно авторитет Булата Утемуратова, точечные переговоры со спортсменами и создание особых условий позволили привлечь под знамёна казахстанской сборной легионеров из числа сильных российских теннисистов. Вероятно, без высококлассных иноземцев Казахстан вряд ли регулярно играл в четвертьфиналах Кубка Дэвиса и в Мировой группе женского Кубка Федераций.

Новое поколение

По мнению вице-президента Федерации тенниса Казахстана Диаса Доскараева, даже на фоне определённых успехов не стоит ждать сиюминутного результата. Вероятная и естественная замена легионеров на казахстанских ребят, воспитанных по программе Team Kazakhstan, произойдёт в ближайшие 10 лет. А придёт ли так быстро результат – это отдельный вопрос.

«Возможно, нам потребуется 30-40 лет. Почему? Потому что в 2007 году пришёл новый президент федерации, началось бурное развитие тенниса, пришли дети 6-7 лет. Это было 10 лет назад. Сейчас этим детям 16-17, они выросли, сразу признаюсь, в неконкурентной среде. Да, были другие теннисисты на национальном уровне. Но были ли у нас игроки мирового уровня? Была ли конкуренция? Нет, конкуренция вот только-только завязывается, и где она завязывается: не вокруг 16-17-летних, а среди детей 8-9 лет. Мы рады, что это конкуренция завязывается, – уверенно заявляет капитан мужской сборной Казахстана по теннису. – Пройдёт 10 лет, и этим детям будет уже по 18. Возможно, что из них никто и не получится – ничего страшного, если они станут только чемпионами Казахстана, войдут в топ-500. Будет ли это провалом? Нет. Очень глупо надеяться – вот здесь Испания, Франция делают это 70 лет подряд, система выстроена, и они ждут победителя турнира Большого шлема и не могут добиться. А мы тут пришли за 10 лет, понастроили – и будет чемпион? Нет! Каждый выполняет свою роль, натурализованные спортсмены выполняют свою. Для чего? Для популяризации тенниса. Для того, чтобы у молодых теннисистов была связь. Не было бы легионеров, возможно, и так продолжали бы развиваться».

Нурсултан Назарбаев часто встречается с юными теннисистами

Нурсултан Назарбаев часто встречается с юными теннисистами / Фото сайта akorda.kz

Сейчас, что называется, на карандаше у национальной федерации находится более 200 детей со всех регионов республики. За этими ребятами следят, корректируют программы их тренировок, выстраивают индивидуальный соревновательный график. Часть из этих ребят находится вообще вдали от родных и близких – в Астане. Живут в специальном отеле, тренируются на базе Национального теннисного центра, учатся по специальной программе. По заверению Диаса Доскараева, цель – подготовить классного спортсмена и разностороннюю личность.

«Мы понимаем эту часть профессионального спорта, сложился даже стереотип, что если профессиональный спортсмен, то он не развивается в других направлениях. Мы стараемся уделять этому огромное внимание. Почему? Потому что сам теннис как вид спорта – он интеллектуальный. Если взять любого теннисиста, игравшего на профессиональном уровне, потом он становится успешным в той или иной сфере. Если они остаются в этом виде спорта, в тренерском цеху, то они всё равно начитанные, всё равно думающие. Мы проводим очень много теоретических занятий, в плане тенниса мы с детства их вынуждаем, не заставляет, но вынуждаем, чтобы они принимали решения, думали. Потому что теннис такой вид спорта, где нет помощи тренера. Помощь тренера присутствует только во время тренировочного процесса, в командных играх Кубка Дэвиса или Кубка Федераций. А в многочисленных турнирах, на протяжении 30 недель в году, они одни: сами на корт вышли, подсказок не имеют, это спорт индивидуалистов. Они сами должны решать все задачи, все ребусы. Необходимо прививать такие навыки с детства, чтобы они думали».

Диас Доскараев и юные теннисисты

Диас Доскараев и юные теннисисты / Фото Никиты Басова

Не отстают воспитанники теннисного «инкубатора» от сверстников и по учёбе: с ними занимаются учителя и репетиторы. В языковом плане акцент делается на английский, без него в жизни и в профессиональном теннисе сегодня никак не обойтись.

Выбор родителей

Листая биографии известных теннисистов, можно с удивлением узнать, что всё достигнутое они связывают не только с личным упорством и талантом, но и с фанатичной преданностью родителей. Впрочем, на самопожертвование ради спортивной карьеры сына или дочери идут и в остальных видах спорта.

Роджер Федерер с родителями

Роджер Федерер с родителями / Фото сайта sports.ru

Успехи Серены и Венус Вильямс, Роджера Федерера, Рафаэля Надаля, Марии Шараповой были бы невозможны, если бы не их родители. Быть папой и мамой профессионального спортсмена значит полностью изменить и свою собственную жизнь.

Впрочем, на этот подвиг готовы и казахстанцы: родители одного из участников программы Team Kazakhstan Ержан и Асель Мырзабековы намерены переехать из родной Кызылорды в Астану. Их сын Ерасыл, которому не исполнилось и 12 лет, один из самых перспективных в своей категории игроков. Но воспитание ребёнка спортинтернату Мырзабековы доверить не готовы.

«За эти полгода он очень изменился, стал намного самостоятельнее, он обгоняет сверстников по развитию, ведёт себя намного взрослее, мудрее, что ли, – признался в интервью Informburo.kz Ержан Мырзабеков. – Он по-настоящему любит теннис, предан этому виду спорта, хочет добиться больших побед. Да, федерация нам помогает, мы ездим с женой на соревнования, но жить на расстоянии в тысячи километров от сына мы не хотим, ищем варианты, будем перебираться в столицу. Разве ради будущего ребёнка родитель не должен идти на всё?»

Ерасыл Ердильда - один из лучших теннисистов страны в своей возрастной категории

Ерасыл Ердильда – один из лучших теннисистов страны в своей возрастной категории / Фото Informburo.kz

Сами себя Мырзабековы называют фанатами красивого и аристократического вида спорта. Их второй сын Елжан также идёт по стопам старшего брата и верит в своё спортивное будущее. Но самому 8-летнему Елжану ещё предстоит пройти жёсткий отбор в программу, ведь брату Ерасылу, чтобы попасть в число перспективных теннисистов, понадобилось стать лучшим сначала в Кызылорде, а потом регулярно побеждать в национальных стартах. Сам Ерасыл в живом общении оказывается немногословным собеседником. Слегка оживился юный теннисист только после вопроса о спортивной мечте.

«Мечтаю о победе в составе сборной Казахстана в Кубке Дэвиса и о выигрыше в турнире Большого шлема. Хочу поднять кубок победителя и поблагодарить в первую очередь родителей, родных и близких за то, что отдали меня в своё время в теннис, – уверенно отвечает Ерасыл Ердильда. – Они верят в меня с первого дня, я тоже уверен, что способен побеждать. Думаю, они знают, что я не подведу и добьюсь всего с их поддержкой».

Хочется от души пожелать, чтобы у Ерасыла получилось стать теннисной звездой и вписать своё имя в историю этого вида спорта. По крайней мере, сегодня казахстанских фамилий там очень мало.

Точечная селекция при массовом охвате

В Казахстане за последние годы выросло поколение весьма перспективных игроков – возможно, это связано и с тем, что увеличилось количество вероятных кандидатов на звание таланта. Непросто сегодня попасть даже в платные секции: при цене от 6 до 15 тысяч тенге в месяц там нет отбоя от желающих. А конкурс на место в программе Team Kazakhstan можно сравнить вообще с поступлением в ведущие вузы республики. При этом акцент на массовость этого вида в Национальной федерации тенниса будут делать и дальше. Схема проста: больший охват поможет увеличить качество «живого материала»:

«В первую очередь, конечно же, мы стараемся отфильтровать многих детей и родителей в каком плане – не все дети приходят в теннис, чтобы стать Федерерами и Шараповыми. И родители это понимают. И это будет видно в течение двух-трёх лет первых. В течение полугода тяжело сказать, потому что 6-летний ребёнок ещё ничего не понимает. Да, он полюбил спорт, ему интересно, а фанатичность и преданность спорту у кого-то рождаются в течение трёх лет, у кого-то после 12 лет. Поэтому мы стараемся этот фильтр провести максимально быстро, но давая возможность детям оставаться в этом виде спорта. То есть мы ни в коем случае не отсеиваем никого, мы приглашаем всех. Во время начальной подготовки – 5-6-7 лет в регионах присутствует большое количество секций, куда мы приглашаем всех. Отбор, можно сказать, такой базовый, он ни о чём не говорит. Некоторые родители расстраиваются: вот, мой ребёнок не попал в бесплатную группу. Два раза в год можно вновь попробовать и попасть в бесплатную группу, то есть мы ротацию проводим».

Теннисный центр в Караганде

Теннисный центр в Караганде / Фото Федерации тенниса Казахстана

В завершение можно отметить, что звёзды мирового тенниса наряду с баскетболистами, футболистами и хоккеистами планеты относятся к самым популярным и высокооплачиваемым спортсменам. Фанатичная преданность спорту для многих завершается не только кубками, но и внушительными спонсорскими контрактами. Кто-то после ухода из большого спорта становится телезвездой и бизнесменом, иные – тренерами и спортивными функционерами. Вероятно, самый «умный» вид спорта всё же учит принимать в жизни верные решения.